Дорогие друзья! Наш форум - о необъяснимых явлениях, а не о форумчанах. За любое хамство и переходы на личности мы выносим предупреждения. За предупреждениями следуют блокировки (от одного дня до года, по нарастающей). Нам очень неприятно это делать, но приходится. Будьте, пожалуйста, терпимее к своим оппонентам!
Книга духов
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
244. Видят ли духи Бога?- "Одни лишь Высшие Духи видят Его и понимают: духи низшие могут только чувствовать Его или угадывать."- Когда какой-либо низший дух говорит, что Бог что-то запрещает ему или разрешает, как может он знать, что это идёт от Бога?- "Он не видит Бога, но он чувствует Его верховность, и когда какая-то вещь не должна быть сделана или какое-то слово сказано, он наитивно ощущает незримое предостережение, запрещающее ему. Разве у вас самих нет предчувствий, которые для вас как бы тайные предупреждения делать или не делать ту или иную вещь? То же самое, только в большей степени, и у нас, ибо, как ты понимаешь, поскольку сущность духов более утончённа, нежели ваша, то они могут лучше получать божественные предостережения."- Передаётся ли ему указание непосредственно самим Богом или чрез посредничество других духов?- "Оно не идёт ему непосредственно от Бога; чтобы сообщаться с Ним, надо быть того достойным. Бог передаёт ему Свои указания через духов, находящихся на более высокой ступени совершенства и знания."245. Зрение у духов, так же ли оно сосредоточено в каком-то отдельном месте, как и у людей?- "Нет, оно помещается во всём их существе."246. Нужен ли духам свет для того, чтобы видеть?- "Они видят сами собой и не имеют потребности во внешнем свете; темноты для них не существует, кроме той только, в которой они могут быть ради искупления."247. Есть ли у духов надобность переноситься на расстояние, чтобы видеть в двух разных точках? Могут ли они, к примеру, видеть одновременно то, что происходит в двух разных полушариях Земли?- "Так как дух передвигается со скоростью мысли, то можно сказать, что он повсюду видит одновременно; его мысль может излучаться и устремляться сразу в нескольких направлениях, но способность эта зависит от его чистоты: чем менее он очищен, тем более ограничено его зрение; одни лишь Высшие Духи могут объять всё целое."Примечание. Способность зрения у духов есть естественное свойство их природы, заключающееся во всём их существе, как свет заключается во всех частях светящегося тела; это разновидность вселенского ясновидения, всеохватывающего, объемлющего сразу и пространство, и время, и вещи; для него не может быть ни темноты, ни матерьяльных препятствий. Не трудно понять, что так оно и должно быть; у человека зрение есть работа зрительного органа, воспринимающего внешний свет, без света человек оказывается погружён в темноту; у духа, так как способность видеть есть внутреннее свойство его природы, зрение не зависит от света, поступающего извне, поскольку у него способность эта никак не связана с каким-либо внешним объектом. (См. "Вездесущность", N 92).
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
248. Видит ли дух предметы так же отчётливо, как и мы?- "Более отчётливо, ибо его зрение проникает то, что вы не можете проникнуть; ничто его не затемняет."249. Воспринимает ли дух звуки?- "Да, он воспринимает также и те звуки, которых ваши грубые органы слуха воспринять не могут."- Способность слуха, заключается ли она во всём его духовном существе, как и способность зрения?- "Все восприятия являются естественным свойством духа и составляют часть его существа; когда он облачён матерьяльным телом, то ощущения доходят до него лишь по каналу органов чувств, но в свободном состоянии они более не ограничены определённым местом (не локализованы)."250. Поскольку ощущения являются самою природой духа, то возможно ли ему как-то от них отключаться?- "Дух видит и слышит лишь то, что он хочет видеть и слышать. Это общее правило, и в особенности касается оно Высоких Духов; несовершенные же зачастую оказываются вынуждены слышать и видеть вопреки своему желанию то, что может быть полезно для их улучшения."251. Понимают ли духи музыку?- "Ты хочешь сказать, вашу музыку? Что она рядом с музыкой небесной? С той гармонией, о которой ничто на земле не может дать вам понятья? Одна и другая - всё равно, что песня дикаря и сладостная мелодия. Однако низшие духи могут испытывать определённое удовольствие, слушая вашу музыку, потому что им ещё не дано понимать музыку более возвышенную. Для духов музыка обладает бесконечным очарованьем в соответствии с их сильно развитыми способностями восприятия; я говорю о музыке небесной, коия есть всё самое прекрасное и сладостное из того, что духовное воображение только может себе представить."252. Чувствительны ли духи к красотам природы?- "Красоты природы на разных планетах столь различны, что нельзя познать их все. Да, они чувствительны к этому в зависимости от их склонности оценить и понять; для Высоких Духов есть красоты целого, пред которыми бледнеют красоты, так сказать, частного."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
253. Испытывают ли духи наши людские потребности и наши физические страдания?- "Они знают их, потому что они их претерпели, но не испытывают их матерьяльно, как вы: они теперь духи."254. Ощущают ли духи усталость или потребность в отдыхе?- "Они не могут знать усталости так, как её понимаете вы, и, стало быть, они не нуждаются в физическом отдыхе, как вы его понимаете, поскольку у них нет органов, силы которых вам нужно восстанавливать; но дух отдыхает в том смысле, что он не пребывает в постоянной деятельности; он не действует матерьяльным образом; его действие целиком интеллектуально, и отдых его исключительно морален. Это означает, что есть такие мгновенья, когда мысль его перестаёт быть столь деятельной и не направляется на какой-либо определённый объект; это самый настоящий отдых, но который никак не сравним с отдыхом тела. Род усталости, который могут испытывать духи, находится в прямой зависимости от их неразвитости; ибо чем более они развиты, тем менее отдых им необходим."255. Когда какой-либо дух говорит, что он страдает, то какова природа испытываемого им страдания?- "Нравственные треволнения терзают их гораздо более, нежели физические страдания."256. Тогда почему случается, что духи жалуются на страдания от холода или жара?- "Воспоминание о том, что они вынесли при жизни, зачастую столь же мучительно, как сама явь; нередко это просто сравнение, с помощью которого, за отсутствием лучшего средства, они пытаются выразить вам своё положение. Вспоминая о своём теле, они испытывают ощущение, определённо напоминающее то, какое испытываете вы, когда, сняв с себя пальто, думаете, что вам ещё какое-то время придётся его носить."§48. Теоретический очерк об ощущениях у духов
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
257. Тело есть орудие боли. Если это и не первопричина, то по меньшей мере причина непосредственная. Душа обладает восприятием этой боли; это восприятие - следствие этой первопричины. Воспоминание, которое она о перенесённой боли сохраняет, может быть очень мучительно, но не может иметь физического действия. Воистину ни хлад, ни жар не могут разладить элементы, составляющие душу; душа не может ни замёрзнуть, ни сгореть. Но разве не наблюдаем мы повседневно, как воспоминание или боязнь физической боли производят те же следствия, что и сама действительность? И даже вызывают смерть? Общеизвестно, что те, у кого ампутирована какая-либо часть тела, ощущают боль в том самом члене, которого больше нет. Определённо, не этот член является источником, ни даже отправной точкой болевого ощущения; просто мозг сохранил в себе это впечатление, только и всего. Можно, стало быть, предположить, что есть нечто аналогичное в страданиях духа после смерти. Более глубокое изучение перисприта, играющего важную роль во всех спиритических феноменах, в туманообразных или осязаемых появлениях, состояние духа в миг смерти, настойчивая его мысль о том, что он всё ещё жив, впечатляющая картина мучений, которые претерпевают самоубийцы, казнённые и люди, бывшие при жизни слишком глубоко погружёнными в матерьяльные наслаждения, - всё это, а также и великое множество иных фактов пролило свет на вопрос об ощущениях и восприятиях у духов и дало объяснения, которые мы вкратце сейчас и изложим.Перисприт является связующим звеном между духом и материей тела. Элементы, его составляющие, черпаются в окружающей среде, во вселенском флюиде; перисприт одновременно имеет в себе и от электричества, и от магнетического флюида, и, в определённой степени, от грубой материи. Можно было б сказать, что это квинтэссенция материи, что это начало органической жизни, но не начало жизни интеллектуальной: интеллектуальная жизнь заключается в самом духе. Помимо того, перисприт также проводник внешних ощущений. В теле эти ощущения локализуются в органах, служащих как бы открытыми дверями для входа этих ощущений. Когда же тело разрушается, то характер восприятия делается общим. Вот почему дух не говорит, что у него голова, к примеру, болит сильнее, чем ноги. Во всяком случае, не следует путать ощущения перисприта, ставшего самостоятельным, с ощущениями тела: эти последние можно взять лишь в качестве сравнения, но не аналогии. Освободившись от тела, дух может страдать, но страдание это не будет похоже на страдание тела; и, однако, это страдание не будет исключительно моральным, каковы, например, угрызения совести, ибо он жалуется также и на холод и на жар; причём время года - зима или лето - здесь ни при чём: мы видели, как они проходят сквозь пламя, не имея никаких болевых ощущений; температура воздуха, стало быть, не производит на них никакого впечатления. Боль, каковую они ощущают, не является, значит, собственно физической болью: это некоторое смутное внутреннее ощущение, которое и сам дух порою сознаёт не вполне, в частности потому, что боль эта не локализована и не вызвана внешними причинами; это скорее какое-то воспоминание, нежели явь, но воспоминание вполне мучительное. Иногда, однако, как мы сейчас увидим, это может быть более чем воспоминание.
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Опыт учит нас, что в миг смерти перисприт высвобождается из тела более или менее медленно; в первое мгновение дух не может объяснить своего состояния; он не верит в то, что он мёртв; он чувствует, что он жив; он видит своё тело со стороны; он знает, что это его тело, но не понимает, что он от него отделён. Это состояние длится столько времени, сколько ещё сохраняется связь между телом и периспритом. Один самоубийца говорил нам: "Нет, я не умер", - и добавлял: "И всё-таки я ощущаю, как меня гложут черви." Но ведь, определённо, черви не гложут перисприт, и ещё менее - сам дух; они могут глодать лишь физическое тело. Но так как разделение тела и перисприта не было полным, то из-за этого происходил как бы моральный отголосок, сообщавший духу о том, что происходит в теле. "Отголосок", конечно же, не подходящее слово, оно может навести на мысль о следствиях слишком матерьяльных; это, скорее, сам вид того, что происходило в его теле, с которым его всё ещё связывал перисприт, производил в нём такую иллюзию, которую он принимал за действительность. Таким образом, это не было воспоминанием, поскольку при жизни черви глодать его не могли: это было ощущение настоящего мгновения. На данном примере видно, какие выводы можно вывести из фактов, если наблюдать их внимательно. При жизни тело получает ощущения извне и передаёт их духу через посредство перисприта, составляющего, вероятно, то, что называют нервным флюидом. И тело, будучи мертво, ничего не ощущает, потому что в нём более нет ни духа, ни перисприта. Перисприт, освобождённый от тела, испытывает ощущения; но так как они более не приходят к нему через конкретную дверь того или иного чувства, то ощущение это является для него общим. И поскольку в действительности он лишь передатчик ощущения, так как именно дух обладает сознанием, то из этого следует, что если бы перисприт мог существовать без духа, он ощущал бы ничуть не более, чем тело, когда оно мертво; точно так же, если бы дух совсем не имел перисприта, он был бы совершенно недоступен каким-либо мучительным ощущениям; это именно и имеет место у духов, окончательно очистившихся. Мы знаем, что чем более они очищаются, тем более эфирной становится субстанция перисприта; из этого следует, что матерьяльное влияние уменьшается по мере того, как дух прогрессирует, т.е. сам перисприт делается менее грубым.
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Но, скажут нам, приятные ощущения также передаются через перисприт, как и неприятные; значит, если чистый дух недоступен одним, то он должен также быть недоступен и для других. Да, несомненно, это касается тех ощущений, какие происходят от известного нам влияния материи. Звук наших музыкальных инструментов, аромат наших цветов не производят на Высшего Духа никакого впечатления, и всё же у него есть свои сокровенные ощущения, очарование коих невыразимо и о которых мы не можем составить себе ни малейшего понятья, потому что мы находимся в том же положении, в каком находятся слепые от рождения в отношении к свету. Мы знаем только, что это есть; но вот каким образом? - здесь знание для нас останавливается. Мы знаем, что есть способность восприятия: ощущение, зрение, слух; что эти качества являются неотъемлемым свойством всего духовного существа, а не одной из частей его организма, как у физического человека; но ещё раз - посредством чего? Этого мы и не знаем. Сами духи не могут дать нам в этом отчёта, так как язык наш не создан для того, чтобы выражать идеи, которых мы не имеем, так же точно, как в языках дикарей нет слов для выражения понятий наших искусств, наук и философских доктрин.Говоря, что духи недоступны впечатлениям нашей материи, мы имеем в виду духов очень высокого ранга, эфирная оболочка которых не имеет себе здесь подобия (аналога). Не так обстоит дело с теми, перисприт которых более плотен; они воспринимают наши звуки и запахи, но только не какой-то определённой частью своего существа, как то было при их жизни. Можно сказать, что молекулярные колебания ощущаются всем их существом и так достигают (хотя и несколько иным образом, что производит некоторое видоизменение в восприятиях) до их sensorium commune1, т.е. до самого духа. Они слышат звук нашего голоса, и, однако, они понимают нас и без слов, просто через передачу мысли; и проникновение это тем легче, чем дух более разматерьялизован. Что касается их зрения, то оно не зависит от нашего света. Способность видеть - это главное свойство души: для неё темноты не существует; и зрение более объёмно, более проникновенно у тех, кто более очищен. Душа, или дух, имеет, стало быть, в самой себе способность всех восприятий; в телесной жизни восприятия приглушены и искажены грубостью наших органов; во внетелесной жизни они всё более проясняются по мере очищения полуматерьяльной оболочки.
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Эта оболочка, заимствованная из окружающей среды, меняется в зависимости от природы миров, в которых дух пребывает. Переходя из одного мира в другой, духи меняют оболочку, как мы меняем платье, переходя от зимы к лету или переезжая с полюса к экватору. Самые возвысившиеся духи, когда посещают нас, облачаются в земной перисприт, и тогда их восприятие производится так же, как и у наших обычных духов; но все они, как низшие, так и высшие, слышат и видят лишь то, что они хотят слышать и видеть. Не имея органов чувств, они по своему желанию могут сделать свои восприятия обострённо острыми или вовсе отключить их. Есть лишь одна вещь, которую они понуждаются слышать, - это советы благих духов. Их зрение - это способность постоянно действующая, но они могут делать себя невидимыми друг для друга. В зависимости от высоты своего ранга они могут скрываться от тех, что ниже их, но не от тех, которые их выше. В первые мгновения, следующие за смертью, дух всегда видит смутно и неясно; зрение проясняется по мере того, как он высвобождается, и может приобрести ту же ясность, что и при жизни, не говоря уже о способности видеть сквозь тела, непрозрачные для нас. Что касается протяжённости зрения в безграничном пространстве, в будущем и прошедшем, то эта протяжённость зависит от степени чистоты и возвышения духа.Вся эта теория, скажут нам, не очень-то утешительна. Мы-то думали, что, раз освободившись от нашей грубой оболочки - орудия наших страданий - мы страдать более не будем, а вы вот говорите, что мы будем страдать и ещё; будет ли это тем образом или иным, страдание всё равно остаётся страданием. Увы! да, мы будем страдать и впредь; и много, и долго, но мы можем также и не страдать больше, с того самого мига, как мы оставляем эту физическую жизнь.
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Всё дело в том, что если одни здешние страдания порою от нас и не зависят, то зато многие другие являются естественными последствиями нашей собственной свободной воли. Достаточно вернуться к их источнику, и будет видно, что наибольшее число их есть последствие причин, не создавать которых было в нашей власти. Сколькими страданьями, сколькими недугами и болезнями человек обязан только своей неумеренности, своему честолюбию, словом, своим страстям! Человек, который всегда бы жил умеренно, ничем не злоупотреблял, который всегда был бы прост во вкусах своих, скромен в своих желаниях, уберёг бы себя от многих треволнений. Так же обстоит дело и с духом; страдания, которые он претерпевает, всегда суть последствие того образа жизни, который он вёл на земле; конечно же, он не будет больше страдать от подагры и ревматизма, но у него будут другие страдания, ничуть не лучше этих. Мы с вами видели, что страдания эти - результат связей, ещё существующих между духом и материей; что чем более он освобождён от влияния материи, иначе говоря, чем более он разматерьялизовался, тем меньше он испытывает мучительных ощущений; между тем, только от него одного зависит освободиться от этого влияния прямо здесь, сейчас, в нынешней своей жизни; у него есть свобода воли и, следовательно, выбор между тем, делать ему ту или иную вещь или же нет. Пусть он укротит свои животные страсти, пусть не будет у него ни ненависти, ни зависти, ни ревности, ни гордыни; пусть не будет он порабощён эгоизмом; пусть очистит свою душу светлыми чувствами; пусть он творит добро; пусть вещам и делам этого мира он придаёт только то значение, которого они заслуживают - тогда, даже под своей земной оболочкой, он будет уже очищен, тогда он уже будет освобождён от материи, и когда он станет покидать эту оболочку, не будет более испытывать на себе её влияния. Физические страдания, которые он претерпел, не оставят ему никакого мучительного воспоминания; ему не останется о них никакого неприятного впечатления, потому что всё это затрагивало лишь его тело, но не дух. Он счастлив, что свободен от этих страданий, а спокойствие совести освобождает его от какого-либо морального страдания. Мы спрашивали об этом тысячи духов, принадлежащих ко всем слоям общества, занимающих самые различные социальные положения; мы изучали их во все периоды их спиритической жизни, начиная от того мига, как они покидали своё тело; мы шаг за шагом следовали за ними в их загробной жизни, дабы увидеть, какие изменения происходят в них, в их мыслях, в их ощущениях, и в этом отношении люди самые заурядные отнюдь не были теми, кто был для нас наименее ценным предметом исследования. И мы всегда могли видеть, что страдания находятся в самой прямой связи с их прижизненным поведением, последствия коего они претерпевают, и что эта новая жизнь есть источник невыразимого блаженства для тех, кто шёл по пути добра. Из чего следует, что те, кто страдает, сами виноваты в этом, и что пенять они должны только на самих себя, как в мире ином, так и в этом.
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
§49. Выбор испытаний258. Будучи в скитающемся состоянии и перед тем, как начать новое существование в теле, обладает ли дух сознанием и предвидением того, что случится с ним при жизни?- "Он сам выбирает род тех испытаний, которым желает подвергнуться, в этом и состоит свобода его воли."- Стало быть, это не Бог налагает на него терзания земной жизни в качестве наказания?- "Ничто не происходит без соизволенья Божьего, ибо это Он установил все законы, управляющие Вселенной. Так что спрашивайте, почему Он создал такой закон, а не какой иной! Давая духу свободу выбора, Он оставляет ему всю ответственность за свои действия и за их последствия; ничто не сковывает его будущее; дорога добра открыта ему так же, как и дорога зла. Но если он не выдержит испытаний, то ему останется ещё утешение, что для него не всё кончено, и что Бог, в благости Своей, оставляет за ним право заново начать то, что он сделал пока что плохо. Следует, однако, различать, что есть дело воли Божьей и дело воли человеческой. Ежели вам грозит опасность, то не вы создали эту опасность, это Бог создаёт её вам; но у вас есть воля опасности этой подвергнуться, потому что вы увидели в ней средство продвижения, и Бог позволил вам средство это использовать."259. Если дух имеет выбор рода испытания, которому ему предстоит подвергнуться, то следует ли из этого то, что все терзания, кои мы испытываем в своей жизни, были предвидены и выбраны нами самими?- "Все - слово не вполне подходящее, ибо речь не идёт о том, будто вы выбрали и предусмотрели всё, что случается с вами в мире, вплоть до мельчайших подробностей; вы выбрали себе лишь род испытания, непосредственные же факты суть следствие вашего положения и зачастую ваших собственных действий. Если дух пожелал родиться среди злодеев, например, то он знал, во что он будет вовлечён, хотя и не знал конкретно каждого действия, которое он совершит; эти действия суть результат его воли или свободы его воли. Дух знает, что, избирая такую дорогу, он должен будет вести такого рода борьбу; он, стало быть, знает характер превратностей, с которыми встретится, но не знает точно, будет ли это конкретно то событие или иное. Конкретные события рождаются силою обстоятельств и самих вещей. Только лишь крупные события, те, что влияют на судьбу, одни они предусмотрены. Если ты выбираешь дорогу, испещрённую ухабами и рытвинами, то ты знаешь, что тебе надо быть весьма осторожным, потому что для тебя есть опасность споткнуться и упасть, но ты не знаешь, в каком именно месте ты упадёшь, и может статься, что ты не упадёшь вовсе, если будешь достаточно осторожен. И если, когда ты будешь итти по улице, тебе свалится на голову черепица с крыши, то не думай, что так оно было у тебя на роду написано, как это по-обывательски говорят."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
260. Как дух может пожелать родиться среди людей, ведущих порочную жизнь?- "Необходимо, чтобы он был направлен в среду, где он сможет подвергнуться испытанию, которого просил. Так вот! Должно же быть соответствие: для того чтобы бороться с инстинктом разбоя, нужно находиться среди людей этого сорта."- Если бы на Земле не было людей, ведущих порочный образ жизни, то, выходит, дух не смог бы найти здесь среды, соответствующей некоторым испытаниям?- "Неужели об этом стоило б жалеть? Именно это и имеет место в высших мирах, куда зло не находит доступа; и поэтому там пребывают лишь добрые духи. Сделайте так, чтобы на вашей Земле в скором времени стало бы то же самое."261. В тех испытаниях, которым дух должен подвергнуться, чтобы достичь совершенства, должен ли он испытать все виды искушений; должен ли он пройти через все обстоятельства, какие только смогут возбудить в нём гордыню, зависть, скупость, чувственность и т.д.?- "Конечно же нет, ведь есть такие, которые с самого начала выбирают дорогу, освобождающую их от многих испытаний; но тот, кто даёт увлечь себя на дурной путь, подвергается всем опасностям этого пути. Так, дух может, к примеру, попросить богатства - и оно может быть ему дано; и тогда, в зависимости от своего характера, он может стать скупым или расточительным, эгоистичным или великодушным, либо же может предаться всем наслаждениям чувственности; но всё это не значит, что он неизбежно должен пройти чрез горнило всех этих наклонностей."262. Как дух, в самом начале своём простой, несведущий и неискушённый, может со знанием дела выбрать себе существование и быть ответственным за этот выбор?- "Бог возмещает ему его недостаток опыта, показывая дорогу, которой он должен следовать, как ты делаешь это с ребёнком, начиная от колыбели; но по мере того, как развивается его свободная воля, Бог мало-помалу оставляет его хозяином выбора, и тогда-то он нередко и сбивается на дурной путь, если не слушает советов благих духов; это именно и есть то, что можно назвать падением человека."- Когда дух пользуется свободой своей воли, то всегда ли выбор телесного существования зависит исключительно от его воли или же это существование может быть ему вменено волей Божьей как искупление?- "Бог умеет ждать: Он не торопит с искуплением; однако Он может вменить тому или иному духу определённое существование в том случае, если дух из-за своей неполноценности или злой воли не способен сам понять, что было бы для него наиболее полезно, и когда Бог видит, что это существование может послужить его очищению и продвижению и одновременно быть ему искуплением."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
263. Делает ли дух этот выбор непосредственно после смерти?- "Нет, некоторые верят в вечные муки; сказано же вам: это их наказание."264. Что руководит духом при выборе испытаний, которым он желает подвергнуться?- "Он выбирает те, что могут служить ему искуплением, в зависимости от характера его ошибок, и побудить его к более быстрому продвижению. Одни, таким образом, могут взять на себя жизнь, полную нужды и лишений, дабы попытаться вынести её мужественно; другие желают испытать себя соблазном богатства и могущества - соблазном, который гораздо более опасен неумеренностью и злоупотреблениями, к каковым он может привести, а также дурными страстями, которые всё это развивает; третьи, наконец, хотят испытать себя борьбой, которую им придётся вести при соприкосновении с пороком."265. Если некоторые духи избирают соприкосновение со злом как испытание, то есть ли такие, которые выбирают его из симпатии и желания жить в среде, соответствующей их вкусам, или для того, чтоб мочь матерьяльно предаться матерьяльным наклонностям?- "Конечно, есть такие, но это случается лишь с теми, чьё нравственное чувство ещё недостаточно развито; испытание приходит к ним само собой и дольше довлеет над ними. Рано или поздно они начинают понимать, что удовлетворение грубых страстей имеет для них самые плачевные последствия, каковые они будут претерпевать в течение времени, которое покажется им вечностью; и Бог может оставить их в этом состоянии до той поры, пока они не поймут своей ошибки и сами не изъявят желания искупить её в благотворных испытаниях."2266. Не кажется ли естественным выбирать себе испытания менее мучительные?- "Для вас, да; для духа, нет; когда он отделён от материи, он лишается иллюзий и думает иначе."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Примечание. Здесь, на Земле, находясь под влиянием плотских идей, человек видит в этих испытаниях лишь мучительную их сторону; поэтому ему представляется естественным выбирать те из них, которые, с его точки зрения, могут быть сопряжены с матерьяльными наслаждениями; но в жизни духовной он сравнивает эти мимолетные и грубые наслаждения с ненарушимым блаженством, которое он предвидит, и тогда, что значат для него какие-то преходящие страдания? Дух, стало быть, может избрать самое тяжкое испытание и, следовательно, существование самое мучительное в надежде быстрее достичь лучшего состояния; как больной нередко выбирает самое неприятное лекарство ради того, чтобы раньше поправиться. Так тот, кто хочет связать своё имя с открытием неизвестной страны, не избирает дороги, усыпанной цветами; он знает, каким опасностям подвергается, но он знает также о той славе, что ему уготована, если он добьётся своего.Ученье о свободе в выборе наших существований и испытаний, которым нам должно подвергнуться, перестаёт казаться необычайным, если принять во внимание то обстоятельство, что духи, освобождённые от материи, расценивают вещи иначе, нежели мы. Они видят свою цель, для них гораздо более серьёзную, чем какие-либо мимолётные мирские наслаждения. По завершении каждого существования они видят и тот шаг, который ими только что сделан, и понимают, сколь они ещё нуждаются в очищении, чтобы цели этой достичь: вот почему они добровольно подвергают себя всем превратностям телесной жизни, сами испрашивая те испытания, какие позволят им дойти быстрее. Так что не удивляйтесь тому, что дух не отдаёт предпочтения жизни самой приятной и лёгкой. Этой жизнью, лишённой невзгод и тягости, он не может наслаждаться в своём состоянии несовершенства; он предвидит её, и ради того, чтобы достичь её, он и стремится стать лучше.Разве повседневно мы не имеем перед глазами своими примера подобного выбора? Человек, без минуты покоя работающий какую-то часть своей жизни, чтобы скопить состояние, - что это, если не сверхзадача, которую он ставит перед собой ради лучшего будущего? Военный, участвующий в рискованной кампании; путешественник, пренебрегающий не менее серьёзными опасностями в интересах науки или своего состояния, - что же это ещё, как не добровольные испытания, которые должны доставить им почести и богатство, если только они вернутся из них живыми? Чему только не подвергает себя человек ради своей выгоды и славы? А всевозможные конкурсы и соревнования, разве не являются они также добровольными испытаниями, которым подвергают себя с целью возвыситься на избранном поприще? К сколько-нибудь значительному положению в науке, в искусстве, в какой-либо иной деятельности человек приходит, лишь пройдя чрез горнило низших положений, каковые суть не что иное, как испытания. Человеческая жизнь есть, таким образом, срисованное подобие жизни спиритуальной, мы находим в ней в уменьшенном виде те же перипетии. Если, стало быть, в здешней жизни мы зачастую выбираем самые трудные испытания ради цели более высокой, то почему бы тогда дух, коий видит дальше тела и для которого жизнь в теле лишь мимолётный эпизод, не избрал бы существование мучительное и исполненное трудов, если это существование должно подвести его к вечному блаженству? Те, кто говорят, что они попросят быть принцами или миллионерами, коль скоро у них есть право выбирать себе существование, походят на слепцов, которым зримо только то, до чего они дотрагиваются, или на детей-лакомок, которые на вопрос, кем бы они хотели быть, отвечают: кондитером или торговцем сластями.
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Так путник, который в долине, окутанной туманом, не видит ни длины, ни конца своего пути, поднявшись на вершину горы, охватывает взглядом и тот путь, что он уже прошёл, и тот, который ему остаётся пройти; он видит свою цель и препятствия, которые ещё предстоит одолеть, и может тогда с большим успехом определить, что ему надлежит делать для того, чтобы дойти. Воплощённый дух похож на путника у подножья горы; освобождённый от земных пут, он возвышается, как тот, кто стоит на вершине. Для путника цель есть отдых после тягот пути; для духа - это верховное блаженство после терзаний и испытаний.Все духи говорят, что в блуждающем состоянии они ищут, изучают, наблюдают, дабы сделать свой выбор. Разве не имеем мы того же и в телесной жизни? Разве мы не ищем порою годами того поприща, на котором останавливаем свой выбор, потому как считаем его наиболее подходящим для продвижения на нашем пути? Если мы терпим неудачу в одном, мы ищем другого. Всякая деятельность, которою мы занимаемся, составляет какую-то фазу, некий период жизни. Разве мы не определяем всякий день, чем мы будем заниматься завтра? А что такое для духа различные физические существования, как не фазы, не периоды, не дни его спиритической жизни, каковая, как мы знаем, и есть его нормальная, естественная жизнь, ибо жизнь в теле переходна и преходяща?3
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
267. Может ли дух сделать свой выбор, будучи ещё воплощён в теле?- "Его желание может иметь влияние; всё зависит от намерения; но когда он становится духом, он зачастую видит вещи совершенно иначе. Лишь дух делает этот выбор; но он может сделать его и в этой матерьяльной жизни, ибо у духа всегда есть такие мгновения, когда он независим от материи, которую он оживляет."- Многие люди желают почестей и богатства и, вероятно, не в качестве искупления или испытания?- "Без сомнения, их материя желает этих почестей, дабы наслаждаться ими, и дух их желает, дабы познать их превратности."268. Пока дух не достигнет состояния совершенной чистоты, должен ли он постоянно подвергаться всё новым испытаниям?- "Да, но они не таковы, как вы это понимаете; вы испытаниями называете матерьяльные лишения; а дух, достигший определённого уровня развития, даже и не будучи совершенен, не должен им более подвергаться; но у него всегда есть обязанности, помогающие ему совершенствоваться, в которых нет ничего для него мучительного, хотя бы они и заключались в том, чтобы помочь другим совершенствовать самих себя."269. Может ли дух ошибиться в действенности избранного им испытания?- "Он может выбрать испытание, превышающее его силы, и тогда он падает под его тяжестью; он может выбрать ешё и такое, которое не принесёт ему никакой пользы, словно бы он искал праздного и бесплодного образа жизни; но, вернувшись в мир духов, он замечает, что ничего не добился, и просит тогда возможности наверстать упущенное время."270. Что такое призвание, и чем вызвано стремление некоторых людей трудиться именно на избранном ими поприще, а не на каком ином?- "Мне кажется, что вы сами можете ответить на свой вопрос. Разве всё это не следствия того, что мы сказали о выборе испытаний и о прогрессе, совершённом в предыдущей жизни?"271. Дух, изучающий в скитающемся состоянии различные условия, в которых он сможет прогрессировать, как может он рассчитывать на это, рождаясь, например, среди народов, занимающихся людоедством?- "Среди людоедов рождаются не те духи, которые уже продвинулись, но духи, характер коих соответствует уровню развития людоеда или тех, кто стоят ещё ниже его."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Примечание. Мы знаем, что наши людоеды стоят не на самой низшей ступени эволюционной лестницы и что есть миры, в которых огрубление и жестокость не имеют себе соответствия на Земле. Эти духи, стало быть, ещё ниже самых низших духов нашего мира, и родиться среди наших дикарей - для них такой же прогресс, каким для наших людоедов было бы рождение в цивилизованном мире и возможность заниматься ремеслом, которое бы не обязывало их проливать кровь. Если они не стремятся к высшему, то это оттого, что их нравственная низость не позволяет им понять более полного прогресса. Дух может прогрессировать лишь постепенно; он не может одним прыжком преодолеть расстояние, разделяющее варварство от цивилизации, и именно в этом мы усматриваем одну из необходимостей перевоплощения, вполне согласную со справедливостью Божьей; иначе чем бы становились все эти миллионы существ, что ни день умирающих в последней стадии деградации, если б у них не было средств достичь лучшего состояния? Почему бы Бог лишил их тех милостей, которые Он даровал прочим людям?272. Духи, приходящие на Землю из мира низшего или от очень отсталого народа, такие как, например, людоеды, могли бы они родиться среди наших цивилизованных народов?- "Да, есть такие, которые прорываются к вам, желая подняться слишком высоко; но тогда, среди вас, они оказываются просто не на своём месте, поскольку их нравы и инстинкты резко диссонируют с вашими."Примечание. Эти существа являют нам грустное зрелище жестокости посреди цивилизации; возвращаясь к людоедам, они не понесут ущерба, потому что займут достойное место и от того, может быть, только выиграют.273. Человек, принадлежащий к расе цивилизованной, может ли он, в качестве искупления, быть воплощён в расе дикой?- "Да, но это зависит от рода его искупления; хозяин, который был жесток к своим рабам, может, в свою очередь, стать рабом и испытать на себе все тяготы жестокого обращения, которые он заставлял претерпевать других. Тот, кто в какую-то пору руководил другими, может в новой жизни оказаться вынужден повиноваться тем, кто гнулся под его волей. Это его искупление, если он злоупотребил своей властью, и Бог может его к этому обязать. Дух добра, дабы побудить продвиженье народов отсталых, также может избрать себе существование, способное повлиять на них, и тогда это особое назначение, миссия."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
§50. Отношения в потустороннем мире274. Различие рангов среди духов, устанавливает ли оно у них иерархию власти; существуют ли меж ними субординация и авторитет?- "Да, и в очень большой мере; духи обладают, в зависимости от степени своего превосходства друг над другом, властью, каковую они осуществляют через свой необоримый моральный авторитет."- Могут ли низшие духи уклониться от власти стоящих выше их?- "Я же сказал: необоримый".275. Могущество и уважение, коими человек пользовался на Земле, дают ли они ему какое-либо главенство в мире духов?- "Нет; ибо здесь малые будут возвышены, а великие унижены. Читай псалмы."- Как должны мы понимать это возвышение и это унижение?- "Ты ведь знаешь, что духи принадлежат к разным рангам и классам в зависимости от своего достоинства? Так вот! Самый великий мира земного может принадлежать к последнему рангу среди духов, тогда как слуга его может оказаться в самом первом. Понимаешь ли ты это? Не сказал ли Иисус: "Униженный возвысится, и возвысившийся будет унижен?"276. Тот, кто был велик на Земле и кто оказывается в самом низу мира духовного, ощущает себя, стало быть, в унижении?- "И нередко в весьма большом, особенно коли он был спесив и завистлив."277. Солдат, который после боя вновь встречает своего генерала в мире духов, признаёт ли он его всё ещё старшим?- "Звание - ничто, действительное <т.е. нравственное> превосходство - всё."278. Духи, принадлежащие к разным рангам, находятся ли они вместе?- "И да, и нет; т.е. они видятся, но они отличаются друг от друга. Они избегают друг друга или сближаются в зависимости от сходства или несовместимости своих чувств, как это имеет место среди вас. Это целый мир, коего ваш - лишь бледный отсвет. Духи одного ранга собираются вместе, так сказать, в силу своего единородства и образуют группы или духовные семьи, объединённые симпатией и поставленной перед собою целью: добрые - по желанию творить добро; злые - по желанию причинять зло, а также из-за стыда за свои ошибки и потребности находиться среди подобных себе."Примечание. Так в большом городе люди всех рангов и сословий видятся и встречаются, не перепутываясь друг с другом, и общества составляются по сходству вкусов, а порок и добродетель постоянно соприкасаются, не заговаривая друг с другом.
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
279. Все ли духи имеют взаимный доступ друг к другу?- "Добрые обладают полной свободой передвижения, и так надо, дабы они могли оказывать своё влияние на злых; но вход в области, населяемые благими, закрыт для духов несовершенных за тем, чтоб они не смогли привнести туда смятение дурных страстей."280. Каков характер отношений между добрыми и злыми духами?- "Добрые стремятся победить дурные наклонности злых, дабы помочь им возвыситься; это их миссия."281. Почему несовершенным духам нравится вовлекать нас во зло?- "Из зависти. Им завидно, что сами они не заслужили права быть среди добрых. Их желание в том, чтобы помешать духам, ещё не опытным, достичь высшего блага; они хотят и других заставить испытать то, что испытывают сами. Разве не наблюдаете вы того же и среди людей?"282. Как духи сообщаются между собой?- "Они видят друг друга и друг друга понимают; слово матерьяльно: оно отражение духа. Вселенский флюид устанавливает меж ними постоянную связь. Этот флюид - посредник при передаче мысли точно так же, как для вас воздух носитель звука; это своего рода вселенский телеграф, связующий все миры и позволяющий духам сообщаться друг с другом."283. Могут ли духи скрывать друг от друга свои мысли, и могут ли они сами скрываться один от другого?- "Нет, для них всё происходит в открытую, особенно если они совершенны. Они могут отдаляться друг от друга, но всегда друг друга видят. Это, однако, не абсолютное правило, ибо некоторые духи вполне могут делаться невидимыми для иных духов, если они считают это нужным."284. Как духи, не имеющие более тела, могут установить свою индивидуальность и отличать себя от остальных духовных существ, кои их окружают?- "Они устанавливают свою индивидуальность через перисприт, делающий их отличными друг от друга точно так же, как тело у людей."285. Узнают ли друг друга духи, совместно жившие на Земле? Узнаёт ли сын своего отца, друг - своего друга?- "Да, и так из поколения в поколение."- Как люди, знавшие друг друга на Земле, узнают друг друга в мире духов?- "Мы видим нашу прошлую жизнь и читаем в ней, как в книге; видя прошлое наших друзей и недругов, мы видим их переход от жизни к смерти."286. Покидая свою смертную оболочку, сразу ли душа видит своих родных и друзей, прежде неё вступивших в мир духов?- "Сразу - не совсем то слово; ибо, как мы говорили, ей требуется некоторое время, чтобы вновь узнать самоё себя и прорвать матерьяльный покров."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
287. Как принимают душу при её возвращении в мир духов?- "Душа праведного - как возлюбленный брат, которого давно дожидаются; душа злого - как презренное существо."288. Какое чувство испытывают духи нечистые при виде злого духа, прибывающего к ним?- "Злым доставляет удовлетворение видеть существ по своему образу и подобию и лишённых, как и они, беспредельного блаженства. Происходит то же, что происходит у вас, когда мошенник попадает к себе подобным."289. Приходят ли иногда наши родные и друзья встречать нас, когда мы покидаем Землю?- "Да, они встречают душу, которую они любят; они поздравляют её как по окончании путешествия, когда она благополучно возвращается, избежав опасностей пути, и помогают ей освободиться от телесных пут. Это привилегия добрых духов, когда те, кто их любят, приходят их встретить; тот же, кто осквернился, остаётся в изоляции или же окружён лишь духами, похожими на него: в этом его наказание."290. Родные и друзья, всегда ли они после смерти вместе?- "Это зависит от их возвышения и от пути, каковым они следуют ради своего продвижения. Если один из них более продвинут и идёт быстрее другого, они не смогут оставаться вместе; они смогут видеться, но навеки соединятся лишь тогда, когда смогут итти в ногу и достигнут равенства в совершенстве. И ещё, невозможность видеться с родными и друзьями выступает порой как наказание."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
§51. Симпатия и антипатия среди духов. "Вечные половины"291. Помимо общей симпатии, основанной на сходстве, существуют ли между духами ещё какие-либо привязанности?- "Да, как и среди людей; но связь, объединяющая духов, сильнее, когда отсутствует тело, ибо дух не подвержен более броженью страстей."292. Есть ли между духами ненависть?- "Ненависть есть лишь между нечистыми духами, и это те самые, что подстрекают вас на вражду и раздор."293. Те двое, что были врагами на земле, сохранят ли они неприязнь друг к другу и в мире духов?- "Нет, они поймут, что их ненависть была глупа, а предмет, её породивший, ничтожен. Одни лишь несовершенные духи сохраняют своего рода озлобление, пока не очистятся. Если их разделял лишь матерьяльный интерес, то они больше не будут думать об этом, как только разматерьялизуются. Если между ними нет антипатии, так как предмета спора более не существует, они будут видеться с удовольствием."Примечание. Так двое школьников, достигнув зрелого возраста, признают ребячливость и пустячность ссор, бывших у них в детстве, и перестают друг на друга из-за них сердиться.294. Воспоминание о дурных поступках, которые два человека могли совершить по отношению друг к другу, будет ли оно препятствием для их симпатии?- "Да, это побуждает их удаляться друг от друга."295. Какое чувство питают к нам после своей смерти те, кому мы здесь причинили зло?- "Если они добры, то они прощают при вашем раскаянии. Если они злы, то могут сохранить обиду и порою преследовать вас даже в последующем вашем воплощении. Бог может позволить это как наказание."296. Индивидуальные привязанности духов, подвержены ли оне изменению?- "Нет, ибо они не могут обмануться; на них нет более маски, под которой у вас скрываются лицемеры; поэтому их привязанности не меняются, когда они сами чисты; любовь, соединяющая их, есть для них источник высшего блаженства."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
297. Привязанность, которую двое питали по отношению друг к другу на земле, всегда ли она продолжается в мире духов?- "Да, надо полагать, если она основана на истинной симпатии; но если физические причины имеют больший вес, чем духовная симпатия, то тогда привязанность эта кончается вместе со своей причиной. Привязанности среди духов более прочны и более длительны, чем на Земле, поскольку они никак не подчинены прихоти матерьяльных интересов и самолюбия."298. Души, которые должны соединиться, предназначены ли оне для этого соединенья от своего начала и нет ли у каждого из нас где-либо его половины, с каковой он однажды неизбежно воссоединится?- "Нет, между душами не существует отдельного и неизбежного соединения. Единение существует между всеми духами, но степень этого единения различна, что зависит от ранга, ими занимаемого, т.е. определяется степенью совершенства, коего они достигли: чем более они совершенны, тем более они воссоединены. От несогласья происходят все беды человеческие; согласие же имеет своим следствием полнейшее счастье."299. В каком смысле должно понимать слово "половина", коим пользуются духи для обозначения симпатичных им духов?- "Выражение неточно; если бы один дух был лишь "половиной" другого, то, будучи отделён от него, он был бы неполон."З00. Два духа, совершенно симпатизирующих друг другу, раз соединившись, оказываются ли они соединёнными на вечность или же они могут разойтись и соединиться также с другими?- "Все духи соединены между собой; я говорю о тех, что достигли совершенства. На низших планетах, когда какой-либо дух поднимается, он не имеет более той же симпатии к тем, кого он оставил."301. Два духа, питающих друг к другу симпатию, являются ли они дополнением один другого, или же эта симпатия есть результат полнейшей тождественности?- "Симпатия, влекущая один дух к другому, есть результат совершенной согласованности их интересов и склонностей; если бы один должен был дополнять другого, он терял бы свою индивидуальность."302. Заключается ли эта тождественность, необходимая для совершенной симпатии, только в сходстве мыслей и чувств или же ещё и в одинаковости приобретённых познаний?- "В равенстве степени возвышения."З03. Духи, не симпатизирующие друг другу сегодня, могут ли они стать таковыми позднее?- "Да, все будут симпатизировать друг другу. Так дух, пребывающий сегодня на той или иной из низших планет, совершенствуясь, достигнет планеты, где живёт другой. Их встреча произойдёт быстрее, если дух более высокий, плохо справляясь с назначенными ему испытаниями, остаётся всё на том же уровне."- Два сочувственных духа, могут ли они перестать симпатизировать друг другу?- "Разумеется, если один из них ленив."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Примечание. Теория о двух вечных половинах есть аллегория, изображающая соединенье двух симпатизирующих друг другу духов; выражение это употребительно даже в просторечии, но не следует понимать его буквально. Духи, пользующиеся им, определённо, не принадлежат к самому высшему рангу, круг их мыслей необходимо ограничен, и им пришлось передать свою мысль в выражениях, коими они пользовались при жизни в теле. Нужно, стало быть, отбросить мысль о том, будто два духа создаются один для другого, с тем чтоб однажды неизбежно соединиться в вечности, пройдя через период более или менее длительного разъединения.§52. Воспоминание о жизни в теле304. Помнит ли дух о своей жизни в теле?- "Да, т.е. после того, как он множество раз прожил как человек, он помнит, кем он был, и, уверяю тебя, порою он смеётся от жалости к самому себе."Примечание. Так человека, достигшего зрелости, не трогают сумасбродства его молодости или ребяческие причуды детства.305. Воспоминание о жизни в теле, представляется ли оно духу в полном своём виде сразу же после смерти?- "Нет, оно возвращается к нему как нечто проступающее из тумана, и по мере того, как он сосредоточивает на этом своё внимание."306. Вспоминает ли дух в подробностях все события своей жизни; охватывает ли он единым взглядом всю их целостность?- "Он вспоминает обо всём в зависимости от того, какое влияние то или иное событие имеет на него в его нынешнем духовном состоянии; но ты понимаешь, что есть такие обстоятельства его жизни, которым он несклонен придавать никакого значения и о коих он даже и не собирается вспоминать."- Но мог бы он вспомнить об этом, если б захотел?- "Он может вспомнить самые мельчайшие подробности и события, как те, что действительно происходили, так и те даже, которые ему только мыслились; но если в этом нет пользы, то он этого и не делает."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
- Видна ли ему цель земной жизни в её отношении к жизни будущей?- "Определённо, видна, и он понимает её гораздо лучше, нежели в бытность свою в теле; он понимает необходимость очищения для того, чтоб достичь беспредельности, и знает, что при каждом существовании он освобождается от каких-то нечистот."307. Каким образом прошлая жизнь воскресает в памяти духа? Происходит ли это силой воображения, либо же она проходит как живая картина пред его взором?- "И то, и другое; все действия, о которых ему интересно вспомнить, проходят перед ним так, как если бы это было настоящее; другие более или менее погружены в мысленный туман или совсем забыты. Чем более он разматерьялизован, тем менее уделяет внимания вещам матерьяльным. Так, ты нередко вызываешь скитающегося духа, который только что покинул землю; а он не помнит ни имён тех, кого любил, ни тех подробностей, которые тебе представляются важными; это его мало волнует и предаётся забвению. То, что он очень хорошо помнит, - это основные события, содействовавшие его улучшению."308. Вспоминает ли дух обо всех своих жизнях, которые предшествовали этой последней, только что им завершённой?- "Всё прошедшее разворачивается перед ним, как отрезки пути, пройденного путником; но, сказали мы, он не вспоминает абсолютно о каждом шаге; он помнит о нём лишь в той мере, в какой тот имеет влияние на нынешнее его положение. Что касается самых первых его жизней, каковые можно рассматривать как детство духа, то оне теряются в неопределённости и тумане и в конечном счёте исчезают в ночи забвения."309. Каково отношение духа к только что оставленному им телу?- "Как к нескладно скроенному платью, всё время стеснявшему его и от которого он рад наконец отделаться."- Какое чувство вызывает в нём вид своего разлагающегося тела?- "Почти всегда никакого, ему это безразлично, как и всё, что его более не интересует."310. По прошествии некоторого времени узнаёт ли дух свои собственные останки и разные иные предметы, некогда принадлежавшие ему?- "Иногда; это зависит от того, насколько высока та точка, с которой он смотрит на земные вещи и дела."311. Уважение, которое испытывают к некоторым матерьяльным предметам, оставленным духом после себя, привлекает ли оно его внимание к этим самым предметам и приятно ли ему видеть это уважение?- "Дух всегда счастлив, если о нём вспоминают; вещи, которые после него остаются, воскрешают его в памяти живых, но к вам его притягивает ваша мысль, а не эти предметы."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
312. Сохраняют ли духи воспоминание о страданиях, которые они претерпели во время своего последнего воплощения?- "Часто они сохраняют его, и воспоминание это позволяет им лучше ощущать цену того блаженства, коим они наслаждаются как духи."313. Человек, который был здесь счастлив, сожалеет ли он о своих наслаждениях, покидая землю?- "Одни лишь низшие духи могут сожалеть о наслаждениях, согласующихся с нечистотою их природы и каковые они искупают своими страданиями. Для духов возвышенных вечное счастье в тысячу тысяч раз предпочтительней эфемерных земных удовольствий."Примечание. Так взрослый человек презирает игры, приводившие его в детстве в восторг.314. Тот, кто начал большую работу, преследующую некую полезную цель, и видит работу эту прерванной своею смертью, сожалеет ли он в мире ином, что работа его осталась незавершённой?- "Нет, поскольку он видит, что другие предназначены завершить её. Напротив, он старается так повлиять на некоторых воплощённых, чтобы те её продолжили. Его целью на земле было благо человечества; цель эта не меняется и в мире духов."315. Тот, кто оставил после себя художественные или литературные произведения, сохраняет ли он к своим детищам ту же любовь, что питал к ним при жизни?- "В зависимости от своего возвышения он судит о них с иной точки зрения, и зачастую он порицает именно то, чем больше всего восхищался."316. Продолжает ли дух интересоваться теми работами, которые делаются на Земле, прогрессом искусств и наук?- "Это зависит от степени его возвышения и от той миссии, каковую он может быть призван осуществить. То, что вам представляется великолепным, нередко мало что значит для некоторых духов; они интересуются этим не более, чем учёный муж интересуется работою школьника. Он изучает то, что может служить свидетельством возрастания воплощённых духов и их успехов."317. Сохраняется ли у духов после смерти любовь к отечеству?- "Закон всегда один и тот же; для высоких духов отечество - это Вселенная; на Земле же отечество для них там, где более всего собралось симпатичных им людей."4
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
Примечание. Положение духов и их образ видения вещей меняются до бесконечности в зависимости от степени их морального и интеллектуального развития. Духи высокого порядка обыкновенно не проводят на Земле много времени; всё, что здесь делается, настолько ничтожно в сравнении с величинами Беспредельности, вещи, которым люди уделяют всего более внимания, настолько ребячливы в их глазах, что всё это их до крайности мало привлекает, если только они не призваны сюда с тем, чтобы содействовать прогрессу человечества. Духи среднего ранга живут здесь значительно чаще, хотя и имеют о вещах понятия более высокие, чем когда оказываются воплощёнными. Низшие духи являются тут некоторым образом главными постояльцами и составляют окружающую массу мира незримого; они сохраняют почти те же идеи, те же вкусы и склонности, какие имели, будучи в физической оболочке. Они вмешиваются в наши собрания, наши дела и развлечения, в каковых они принимают участие более или менее деятельное, смотря по своему характеру и темпераменту. Будучи не в состоянии сами удовлетворить свои страсти, они услаждаются за счёт тех, кто предаются этим страстям, и подстрекают их к этому. Есть среди них и более серьёзные, которые наблюдают с целью самообразования и самосовершенствования.318. Меняются ли как-то идеи духов, когда они оказываются в духовном состоянии?- "Весьма существенно; их идеи претерпевают очень значительные преобразования по мере того, как дух разматерьялизовывается; он может порой довольно долго придерживаться тех же самых идей, но по мере того как влияние материи уменьшается, он начинает всё видеть с большей ясностью; тогда-то он и начинает изыскивать средства к самоулучшению."319. Поскольку, до своего воплощения, дух уже жил спиритической жизнью, то чем тогда вызвано его удивление при возвращении в мир духов?- "Это бывает только в первые мгновения вследствие смятения, сопровождающего пробуждение; он узнаёт себя позднее, по мере того, как к нему возвращается воспоминание о прошедшем и стирается впечатление о земной жизни." (См. N 163 и след.).
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
§53. Поминание умерших. Похороны320. Чувствительны ли духи к воспоминаниям тех, кого они любили на земле?- "Гораздо больше, чем вы можете подумать; это воспоминание увеличивает их счастье, если они счастливы; а если несчастны, то приносит им облегчение."321. День поминовения умерших, исполнен ли он для духов торжественности? Готовятся ли они к встрече с теми, кто приходят молиться над их останками?- "Духи приходят на мысленный зов в этот день, как и во всякий иной."- Этот день, является ли он для них днём свидания на месте их погребения?- "В этот день их там оказывается больше обычного, потому что больше и людей, их призывающих; но каждый из них приходит туда лишь ради своих друзей, а не ради толпы посторонних."- В каком обличии они приходят туда и какими бы их увидели, если б они смогли сделать себя зримыми?- "Они приходят в том виде, в каком их знали при жизни."322. Духи, о которых забыли и могилы которых никто не навещает, приходят ли и они туда, несмотря на это, и испытывают ли они сожаление от того, что никто из друзей их не вспомнил?- "Какое значение могут иметь для них земные дела? Их влечёт к вам лишь сердечная привязанность. И если любви нет, то нет более ничего, что бы у вас могло привязать к себе духа: вся Вселенная его."323. Приносит ли духу приход на могилу более удовлетворения, нежели молитва, совершённая у себя дома?- "Приход на могилу просто способ показать, что об отсутствующем духе помнят и думают: это лишь символ. Я говорил вам, что именно молитва освящает ваши поминовения; место же, где это происходит, не имеет значения, если только молитва идёт от сердца."324. Духи людей, которым возводят статуи и памятники, присутствуют ли они на церемониях их открытия, и доставляет ли им это удовольствие?- "Многие приходят, если могут притти, но они менее чувствительны к оказываемой им почести, чем к самой памяти о них."325. Отчего у некоторых людей появляется желание быть погребёнными предпочтительно в одном месте, а не в другом? Происходит ли это от того, что они возвращаются туда охотнее после смерти? И вся эта важность, которую они усматривают в столь матерьяльном вопросе, не является ли она признаком неполноценности, несовершенства духа?- "Привязанность духа к какому-то определённому месту, клочку земли - признак нравственной неполноценности. Чем одна пядь земли лучше другой для Высокого Духа? Разве не знает он, что душа его будет соединена с теми, кого он любит, даже если кости их и окажутся разделёнными?"
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
- Когда заботятся о том, чтобы все члены семьи были погребены в одном месте, должно ли рассматривать это как недостойный пустяк?- "Нет; это благочестивый обычай и свидетельство симпатии к тем, кого любили; если это соединение захоронений и не имеет значения для духов, то оно полезно для людей: так воспоминания больше сосредотачиваются."326. Душа, возвращающаяся в духовную жизнь, чувствительна ли она к почестям, воздаваемым её безжизненный оболочке?- "Когда дух уже достиг определённой степени совершенства, у него нет более земного тщеславия и он понимает ничтожество всего этого; но знай всё же, что зачастую бывают такие духи, которые в первые мгновения своей матерьяльной смерти испытывают величайшее удовольствие от оказываемых им почестей, либо же досаду по поводу заброшенности своей оболочки; ибо они сохраняют ещё некоторые из здешних предрассудков."327. Присутствует ли дух на своём погребении?- "Очень часто он присутствует там, но порою он не вполне сознаёт, что там происходит, если всё ещё пребывает в смятении."- Насколько ему приятно видеть тех, кто присутствуют на траурной церемонии?- "Это зависит от чувства, которое их сюда привело."328. Дух только что умершего, присутствует ли он при прочтении своего завещания на собрании наследников?- "Почти всегда, да. Бог хочет так ради его собственного просвещения и наказания тех, кто виновен. Именно здесь дух может судить, чего стоили слёзы наследников и их заверения; теперь для него все чувства открыты, и он испытывает разочарование, видя алчность тех, кто оспаривают друг у друга оставшиеся после него вещи; теперь ему стали ведомы их истинные чувства; но придёт и их черёд."329. Инстинктивное уважение, которое человек во все времена и у всех народов питает к мёртвым, есть ли оно наитивное предчувствие грядущей жизни, коим он обладает?- "Это естественное следствие; не будь жизни грядущей, уважение это было бы беспредметно."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
1 центрального органа чувств (лат.).2 Здесь идёт речь о духовных индивидах, кои, находясь в развоплощённом состоянии, являются действенной причиной существования так называемой "тёмной силы", ибо именно они и есть те, кого, следуя христианской терминологии, можно назвать "сатанами", "дьяволами", "бесами" и "демонами". Се суть существа несовершенные до последней крайности и замкнутые во зле. Они, в конечном счёте, заклятые враги самим себе и собственные тюремщики. (Й.Р.)3 Свами Анантананда указывает: "В отношении нашей действительной, настоящей жизни вся наша земная жизнь, с самого рождения до смерти, - не более как один короткий день нашей земной жизни, от самого утра до позднего вечера, в отношении всей нашей земной жизни. Теперь, когда вы усвоили это, я скажу большее: в отношении нашей действительной жизни земная наша жизнь бесконечно меньше одного конкретного дня: ибо в земной жизни количество таких дней ограничено и исчислено, тогда как в жизни вечной число её дней безгранично и неисчислимо." (Й.Р.)4 Демокрит, среди прочего, оставил такой афоризм: "Мудрому человеку открыта вся Вселенная, ибо для хорошей души отечество - весь мир." (Й.Р.)
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
К н и г а Т р е т ь яН Р А В С Т В Е Н Н Ы Е З А К О Н ЫГлава ПерваяБОЖЕСТВЕННЫЙ, ИЛИ ПРИРОДНЫЙ, ЗАКОН§87. Свойства природного закона614. Что должно понимать под природным законом?- "Природный закон - это закон Божий; это единственный закон, истинный для человека; он указывает ему, что он должен делать и что не должен делать, и человек несчастен лишь потому, что не следует ему."615. Закон Божий, вечен ли он?- "Он вечен и незыблем, как самый Бог."616. Мог бы Бог однажды вменить людям в обязанность то, что в иное время Он бы им запретил?- "Бог не может ошибаться; это люди вынуждены менять свои законы, ибо законы их несовершенны; но Божьи законы совершенны. Гармония, управляющая Вселенною матерьяльною и Вселенною нравственною, основывается на законах, кои Бог установил от веку."617. Что охватывают собою божественные законы? Затрагивают ли они что-либо ещё, помимо нравственности?- "Все законы природы суть законы божественные, поскольку Бог - создатель и творец всего сущего. Учёный изучает законы материи, праведник изучает законы души и претворяет их на деле."- Дано ли человеку преуспеть и в том, и в другом?- "Да, но одной жизни для этого недостаточно."Примечание. Что, в самом деле, значат несколько лет, если необходимо успеть приобрести всё то, что составляет существо совершенное, даже в том случае, если мы будем рассматривать лишь расстояние, разделяющее дикаря и человека цивилизованного? Самая долгая жизнь, какую можно себе помыслить, для этого недостаточна, тем более она так коротка у большинства людей.Среди божественных законов одни управляют движениями и отношениями грубой материи: это законы физические; изучение их является областью науки. Другие касаются человека как такового в его отношениях с Богом и себе подобными. Они включают в себя правила жизни тела, равно как и правила жизни души: это законы нравственные.
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
618. Божественные законы, одинаковы ли они для всех миров?- "Разум говорит вам, что они должны быть согласованы с природой каждого отдельного мира и соразмерны степени продвинутости живущих в нём существ."§88. Познание природного закона619. Всем ли людям Бог дал средства познать Свой закон?- "Все люди могут познать его, но не все его понимают; лучше всего понимают закон праведники и те, кто ищут его; однако все однажды поймут его, ибо нужно, чтобы прогресс совершился."Примечание. Справедливость различных воплощений человека является последствием этого принципа, поскольку при каждом новом воплощении его ум оказывается всё более развит и он лучше понимает, что такое добро и что такое зло. Если бы всё должно было для него свершиться в одном существовании, то какова была бы тогда участь стольких миллионов, ежедневно умирающих в отупении дикости или потёмках невежества, поскольку не от них в этом их существовании зависела возможность их просвещения? (См. NN 171-222).620. Душа до своего соединения с телом, понимает ли она закон Божий лучше, нежели после своего воплощения?- "Она понимает его в зависимости от степени совершенства, которой достигла, и она сохраняет наитивное воспоминание о нём и после своего соединения с телом; но часто дурные наклонности человека, его тёмные инстинкты заставляют его забыть о нём."621. Где вписан закон Божий?- "В совести."- Поскольку человек носит закон Божий в своей совести, то какова ему необходимость открывать его себе заново?- "Необходимость та, что он забыл его и не признал: Бог пожелал ему напомнить о нём."
-
Автор темыtoxic-mt
- Всего сообщений: 234
- Зарегистрирован: 23.02.2009
Re: Книга духов
622. Уготовил ли Господь отдельным людям миссию открыть Свой закон всем остальным заново?- "Да, разумеется; во все времена люди получали такое назначение. Это Высшие Духи, воплотившиеся с целью содействовать прогрессу человечества."623. Те, кто притязали на то, чтоб просвещать людей в законе Божьем, не ошибались ли они порой и не сбивали ли зачастую других с пути истинного своими ложными толкованиями?- "Те, кто не были вдохновлены Богом и кто только из честолюбия сами определили себе такую миссию, её не имея, определённо могли сбить других с пути. Однако поскольку в конечном счёте эти люди отмечены печатью гениальности, то и посреди самих заблуждений, которым они учат, часто находятся великие истины."624. Каков характер истинного пророка?- "Истинный пророк - это человек добра, вдохновлённый Богом. Его можно узнать по словам и по делам его, Бог не может пользоваться устами лжеца, чтобы преподать истину."625. Каков совершеннейший идеал, коий Бог дал человеку, чтобы тот служил ему руководством и образцом?- "Смотрите на Иисуса Христа."Примечание. Христос является для человека идеалом того нравственного совершенства, на какое человек может притязать на Земле. Бог даёт его нам как самый совершенный образец, и Учение, им преподанное, является самым чистым выражением закона Божия, ибо он был одушевлён Божьим духом и был самым чистым и просветлённым существом, какое когда-либо появлялось на Земле.Если некоторые из тех, кто притязали на просвещение человека в законе Божьем, порой сбивали его с пути ложными основоположеньями, то это происходило потому, что они позволяли слишком земным чувствам подчинить себя, и потому, что они смешивали законы, управляющие жизнью души, с законами, кои управляют жизнью тела. Помимо того, некоторые из них выдавали за божественные законы то, что было всего лишь законами человеческими, созданными для того, чтобы служить страстям и подчинять людей.626. Были ли божественные законы и естественные открыты людям одним только Иисусом, и знали ли они об этих законах до него только из интуиции?- "Разве мы не сказали, что законы эти вписаны всюду? Все люди, помышляющие о мудрости, могли, стало быть, понять их и учить им с самых незапамятных веков. Своими учениями, пусть и неполными, они подготовили землю к принятию зерна. Так как божественные законы вписаны в книгу природы, то человек мог их познать, когда у него было желание к тому, чтобы искать их. Вот почему заветы, освящённые этими законами, во все времена провозглашались людьми добра и вот почему элементы их находятся в нравственности всех народов, вышедших из варварства, но элементы эти неполны или искажены невежеством и предрассудками."
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 16 Ответы
- 4832 Просмотры
-
Последнее сообщение Artemka
-
- 26 Ответы
- 1650 Просмотры
-
Последнее сообщение andrey_sheb
-
- 1 Ответы
- 752 Просмотры
-
Последнее сообщение Zzyrx
-
- 6 Ответы
- 1023 Просмотры
-
Последнее сообщение Number One